"ДРАКОН" by Historia Naturalis: эко-бренд создал костюмы для спектакля СХТ
27 октября в Современном художественном театре прошла презентация спектакля - «не сказки» «Дракон» - повествовании о противоборствующих силах добра и зла, справедливости и коварстве, о том, что в каждом из нас есть место для «чёрного» и «белого», а каким будет финал предстоит выбирать лишь нам. Автор постановки- Евгений Шварц; режиссер- Владимир Ушаков. Одну из главных ролей сыграл известный теле- и радиоведущий Денис Дудинский. Костюмы для постановки создал эко-бренд Historia Naturalis и это уже вторая совместная работа художников с театром. Modalive.by удалось взять комментарий у дизайнера Полины Картовицкой о работе над спектаклем и первыми впечатлениями от результата.
«Идея сотрудничества возникла у режиссера Владимира Ушакова, после того как он увидел наш показ коллекции «Веска» на Belarus Fashion Week. Предложение было достаточно простым: «мне нравится все что вы делаете, мы хотели бы все тоже самое, но в рамках задач театра и, конечно, же конкретного спектакля». Поэтому с самого начала у нас была творческая свобода и легкость созидания. Теперь - имея опыт над созданием костюмов для театральной сцены- мы сделали вывод, что это отдельная работа при проектировании, схожая с той, которую нужно проделать при подготовке подиумной коллекции. Здесь важно цельность, «взгляд с дистанцией», свежие идеи, формообразование, а не копирование. Но есть законы, в которых нам интересно разобраться до конца и посмотреть, как делают костюмы для театра за границей.
Мы приняли это предложение, потому что одной из основных целей бренда Historia Naturalis является профессиональный рост как дизайнеров, а это может обеспечить только постоянный эксперимент. Понятно, что задача не была легкой, если сравнивать с созданием одежды по имеющимся конструкциям, но мы справились! У нас появились новые приемы в подходе к проектированию костюма.
Мне понравилось работать в команде, потому что, когда встречаются три автора- дизайнер, режиссер и хореограф (Гивико Кбилашвили) - это очень непросто, но интересно. Речь не идет о постоянных компромиссах. Речь идет о том, что диалог, обсуждение между нами взаимно обогащает каждого участника творческой группы. В сфере визуального облика человека на сцене я знаю больше, могу отвечать за эту часть, мне это интересно, и я могу посоветовать, какие приемы в цвете, графике форме могут выигрышно смотреться в костюме. Отмечу, что в любом случае такого рода сотрудничества мы все равно оцениваем, как «художники (в данном случае Historia Naturalis) - клиент (СХТ)». Мы высушиваем видение режиссера и пытаемся его максимально понять, а далее реализовать запрос так, чтобы представление заказчика воплотилось согласно его ожиданиям.
Дизайнерская одежда в спектакле не является главной темой. Наша задача - работать над потребностями режиссера и актеров, которым одежда помогает прожить образы героев и донести зрителям полную эмоциональную картину спектакля. Мы являемся теми, кто помогает сделать визуальный художественный образ полным. Кстати, не все модели создавались нами. Мы должны были с имеющимся бюджетом сделать все, что нужно спектаклю. Поэтому одну часть изделий мы разрабатывали от идеи до создания. А другие же - костюмы, которые были в костюмерной театра, покрасили и нанесли принт «уточки»- просто нужно было творчески доработать, чтобы все это свелось в один полный художественный ряд. Это очень важно для дизайнера, работать с тем, что у тебя есть и не ставить в противовес качеству ограниченный бюджет.
Сценарий я почитала в укорочённом виде, но больше опиралась на видение образов режиссера. Полностью по своим лекалам мы отшивали только платья для главной героини Эльзы. Для Ланцелота (Денис Дудинский) и остальных персонажей мы нанесли наши авторские принты, которые Владимир Ушаков сам выбрал из нашего, так называемого банка. «Принт о Свободе», конечно, делали специально для пьесы, потому что Владимир хотел видеть в Ланцелоте супергероя. «Уточки» наносили на готовые костюмы и это тоже был выбор Владимира - он придал уточкам определенный символизм. Он же является автором костюма Чёрного Дракона. Вся концепция собрана при помощи оранжевого цвета (это уже наша идея), для того чтобы разношерстные образы собрать воедино: пламя на костюме Ланцелота, символизирующее перемены; рыжие лилии, говорящие об уязвимости, но в тоже время смелости Эльзы; уточки, символизирующие народ. Мы довольны результатом и ждем всех зрителей на нашем мини-показе 9 ноября в 17:00, который стал возможен благодаря поддержке РОО «Белоруская палаты моды».
Дизайнер - это не только человек, создающий одежду, которую будут успешно покупать, а в первую очередь автор, художник. Именно поэтому в европейских ВУЗах и школах моды до сих пор так много внимания уделяют развитию у дизайнеров художественного навыка. Создавать и развивать идею, видеть больше и шире – это задача дизайнера, с которой они удачно справляются во время учебы. Выходя из учебного учреждения это качество постепенно теряется, но при этом в обществе имеет большое значение. Ну, кто будет создавать одежду для государственных торжественных случаев, национальной сборной или для выставок в музеях, а также одежду для театра? Конечно же, дизайнеры! Потому что подобные коллаборации, привлекают к мероприятию внимание. Кроме того, клиенты модельера еще раз отметят уникальность его продукта, пусть и предпочтут впоследствии базовые вещи автора. Мировая история культуры насчитывает немало успешных работ знаменитых кутюрье в качестве художников по костюмам в театре: Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Юбер де Живанши, Александр Маккуин, Стефано Пилати, Кейт и Лора Малливи (Rodarte), Альбер Эльбаз – список имен авторитетный и значимый. В Беларуси, к сожалению, нет большого опыта сотрудничества дизайнеров и коллективов театров, но тенденция меняется и приходит понимание того, что мода – это тоже важная и выразительная часть культуры.