Главные итоги семинара "Интеллектуальная собственность"
Республиканская общественная организация “Белорусская палата моды” в рамках международной программы Youth Empowered 2021 Coca-Cola HBC в Беларуси провели первый обучающий семинар из цикла планируемых. Он был посвящен авторскому праву на интеллектуальную собственность в сфере моды.
Начальник управления товарных знаков НЦИС Синишова Наталья Васильевна рассказала слушателям об объектах и субъектах авторского права и алгоритме его регистрации, сроках действия и нюансах, связанных с оспариванием прав собственности. Кроме того, она обратила внимание на то, что согласно действующему законодательству под защиту не попадают, к примеру, звуковые дорожки. Одним из интереснейших кейсов стала история с так называемыми патентными троллями и российским брендом, отстаивавшим в суде свое уникальное право на название при регистрации в Беларуси.
Следующим лектором был Дмитрий Сурский - председатель, автор издания “Знак -Логотип”. Он ответил на вопросы слушателей о графической части товарных знаков и основах создания узнаваемого логотипа, трендах в цветах и формах. Отдельно обсуждали вопрос о ребрендинге и правах на логотипы.
Директор УП Белпатентсервис БелТПП Трофимов Вячеслав Витальевич на примерах продемонстрировал, какие товарные знаки не могут быть зарегистрированы и объяснил почему. Отдельно остановились на креативном подходе к их созданию и условиях, при которых даже он не гарантирует положительное решение при оформлении.
Важную тему патента на промышленные образцы обсудили с Миничем Андреем Ивановичем - ведущим специалистом отдела предварительной экспертизы НЦИС. Заимствования и реплики довольно часто встречаются в сфере дизайна одежды, но, как правило, на практике все заканчивается распространением претензий в соцсетях. Происходит это потому, что дизайнеры не мыслят с перспективой и на начальном этапе не защищают свои идеи документально. Так, мало кто правильно фиксирует эскизы, технологические карты производства или конструкторские решения. Дизайнеры спешат опубликовать свои изделия, забывая, что мода – это бизнес, где каждый старается быстро заработать, пренебрегая иногда этикой. Главный вывод: если вы планируете серийное производство вашей авторской вещи, то вам просто необходимо получить на нее патент.
Модератором семинара выступила Янина Гончарова, председатель РОО “Белорусская палата моды”, директор PR-агентства «Открытый подиум», организатор Belarus Fashion Week, режиссёр-постановщик, которая также приводила практические примеры из сферы моды, которые имели место среди белорусских дизайнеров.
Все спикеры с сожалением отметили, что дизайнеры, как правило, беспечно относятся к результатам своего интеллектуального труда, мало осведомлены о способах его защиты. И, как следствие, удачных кейсов по решению таких споров в Беларуси почти нет.